МЕТОДИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ
С ПОМОЩЬЮ СОБАК
© Наталия Криволапчук
© Юрий Криволапчук
Опубликовано 20.04.15
Настоящая методика направлена на устранение последствий тяжелых стрессов у детей, в особенности – после военных действий, приведших к утрате близких, потере жилья и привычного образа жизни, а также к возможной эвакуации с полным изменением условий и необходимостью тотальной реадаптации.
Тяжелые стрессы и психические травмы приводят к разрушению всех структур психики с разрывом ранее сформированных логических связей и нейронных путей. Накопленный жизненный опыт оказывается непригодным для приспособления к новой ситуации, в результате чего успешная адаптация с самостоятельным выходом из стрессового состояния становится невозможной. В таких случаях неизбежна глобальная перестройка глубинных структур психики.
1. ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ
Психологическое благополучие человека складывается из:
- Адекватного баланса потребностей (согласно глобальной цели – выживанию);
- Адекватных механизмов осмысления реальности (интеллект – система операций по обработке и генерации информации)
- Адекватного отношения к событиям (эмоции – продукт удовлетворенных или неудовлетворенных потребностей)
- Адекватного поведения, снижающего вероятность и цену любых рисков.
Восстановление психологического благополучия, утраченного в результате тяжелого стресса, достигается за счет нормализации каждой из разрушенных составляющих. Результатом такой психологической реабилитации становится реставрация адекватного поведения, нормализация эмоционального состояния и обеспечение сохранности интеллекта и нервной системы.
Методика психологической реабилитации строится на принципах МИО©-психотерапии и представляет собой комплекс воздействий, нацеленных на сложную систему нервных процессов. Эти воздействия позволяют устранять последствия стрессовых состояний за счет:
- Компенсации неудовлетворенных потребностей, служащих причиной стрессовых изменений
- Трансформирования структуры потребностей со снижением индивидуальной значимости неудовлетворенной потребности, приводящей к стрессу
- Нормализации процессов интеллектуальной деятельности и эмоционального состояния
- Стабилизации состояния нервной системы с восстановлением неврастенических изменений.
Биологическая и психологическая общность человека и собаки.
Особая роль собаки в психотерапии человека.
Собака была одомашнена и в дальнейшем подвергалась породной селекции по критерию ПСИХИЧЕСКИХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ. Во многих полезных рабочих применениях собака работает с человеком не по конкретной команде, а на основе понимания смысла своих действий (охота, пастьба, самостоятельная сторожевка и охрана и т.п.). История совместной жизни двух биологических видов – человека и собаки – полна примеров тонкого и полноценного взаимопонимания людей и этих животных. Масштабы этого межвидового сотрудничества достигают миллиардов семей во всех странах мира. Это говорит о том, что собака не только выполняет полезную для человека работу, но и удовлетворяет многие психологические потребности человека.
Домашние собаки представляют собой уникальный вид животных, максимально совместимы с человеком по всем биологическим и психологическим показателям. Как и в экспериментальной медицине, в исследовании психической деятельности собака является вполне удовлетворительной моделью человека. Это определяется, во-первых, общностью видосохраняющих функций (Конрад Лоренц), а также сходными интеллектуальными механизмами и физиологией высшей нервной деятельности.
Биологически обусловленные психические и нервные процессы у человека и собаки в высшей степени сходны на всех уровнях:
- Сенсорика
- Пространственное восприятие
- Физиология
- Структура потребностей и мотиваций
- Структура эмоций
- Социальные нормы
- Отдельные интеллектуальные операции
- Процесс принятия решений в целом
Поэтому именно собака может осуществить наиболее эффективную психологическую помощь человеку при многих аномальных состояниях, включая пост-стрессовые состояния.
Восстановление баланса потребностей с компенсацией утраченных возможностей
В общении с собакой эффективно удовлетворяются важнейшие психологические потребности человека:
- потребность в реальной защите и/или психологической защищенности;
- потребность быть защитником;
- потребность в стереотипных взаимодействиях;
- потребность в функциональных взаимодействиях;
- потребность в доминировании (реже – в подчинении);
- потребность в проявлениях эмоций, в ласке и нежности, а также эстетические потребности;
- потребность в общении;
- потребность в социальных контактах (для человека они включают и отношения с хозяевами других собак);
- потребность в самоутверждении (по различным критериям).
Тяжелые стрессы могут затрагивать любую из этих потребностей и любую их комбинацию. Потребности, удовлетворение которых стало невозможным из-за стрессовых событий, могу быть в определенной мере компенсированы и восполнены в общении с собакой.
Кроме того, нормальный баланс потребностей у животного по определению полностью отвечает биологическим нормам. В общении с собакой у человека реформируются приоритеты потребностей и развиваются возможности их удовлетворения.
Совершенствование интеллектуальных механизмов
Современные достижения в изучении интеллекта как совокупности процессов обработки внешней и внутренней информации позволяют сопоставить определенные элементарные действия и логические процедуры. В силу теории нервизма на всех уровнях нервных процессов действуют одинаковые паттерны нейронных путей. Таким образом, развитие и/или восстановление нейронных путей на уровне простейших поведенческих актов обеспечивает совершенствование всех интеллектуальных механизмов, отвечающих за адекватное осмысление реальности.
Соответствия нейронных путей, реализующих элементарные акты моторики и локомоции, и тех, которые осуществляют основные интеллектуальные процедуры, обосновано теоретически и подтверждено эмпирически в работе с собаками ("Прикладная психология собаки"). В процессе работы по коррекции психики и поведения собак неоднократно наблюдалось положительное влияние выполняемых действий на психику хозяина, работающего с животным. Благодаря биологической общности человека и собаки полученные результаты могут быть перенесены на психологическую реабилитацию человека.
Важнейшим следствием развития интеллектуальных механизмов становится повышение адаптивности, чем обеспечивается резкое снижение уровня стрессов.
Оптимизация эмоционального состояния
Эмоции сопутствуют всем и любым событиям и состояниям, отражая степень удовлетворения или недостаточного удовлетворения потребностей. Тяжелым стрессам сопутствуют эмоции страха, тревожные ожидания, тоска по утраченному привычному образу жизни, неуверенность в результате резких изменений и недостаточной приспособленности к новому. Социальные утраты и необходимость установления новых отношений для ребенка или подростка намного тяжелее, чем для взрослого, что является результатом его возрастного социального недоразвития.
Собака, как упоминалось выше, помогает в той или иной мере восполнить все эти потребности, нормализуя тем самым эмоциональное состояние ребенка или подростка. Необходимо также заметить, что у детей максимальной значимостью обладает потребность в реальной и психологической защищенности, тогда как у подростков отмечается возрастное повышение приоритета потребности в самоутверждении. Собаки дают несравненную возможность удовлетворить эти важные потребности.
Повышение адекватности поведения
Это становится естественным результатом совершенствования всех остальных составляющих. За счет эффективной адаптации к реалиям достигается снижение тревожности, обеспечивается достижение полноценной резистентности и, тем самым, достигается субъективное благополучие.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
Работа по психологической реабилитации проводится отдельно с детьми от 7 до 10 лет и подростками 11-18 лет. Такое возрастное разделение связано с тем, как собаки осознают социальный статус, принимая ребенка в качестве "Щенка", а подростка после 11 лет – в качестве "Молодняка".
Работа с детьми проводится в игровом режиме, продолжительность занятий - не более 20 минут с каждым.
Занятия с подростками ведутся в более формальном режиме, приближенном к дрессировочным занятиям. Как показывает опыт, такая форма больше отвечает возрастным особенностям подростков и позволяет урегурулировать возрастную активность, а также развить у них чувство дисциплины. Это способствует скорейшему формированию ответственности за свои действия.
С детьми предпочтительны индивидуальные занятия, тогда как с подростками можно заниматься в группах по 5-6 человек. Группы подбираются по сходным поражениям психики и психотравмирующим событиям. Учитывается возраст (разброс в группе – не более 2х лет). Достоинством групповых занятий является использование подражательного метода обучения, более эффективное удовлетворение возрастной потребности в самоутверждении и более успешная и быстрая ресоциализация подростков.
3. ЭТАПЫ РАБОТЫ
3.1. Подбор инструкторов и собак
Подбор осуществляется на добровольной основе и проводится в два этапа.
Первый этап – заполнение вербального теста, выявляющего плюсы и минусы человека и собаки.
Второй этап – тестирование собаки по системе АРАКС. Эта система позволяет точнее определить темперамент собаки и ее потенции в качестве сотрудника.
Требования к собакам
- Полноценное и гармоничное психофизиологическое развитие (по возрасту).
- Адекватная самооценка.
- Максимальное развитие общевидовых форм поведения (по возрасту).
- Развитые представления о стайной структуре.
- Максимальная межвидовая социализация и полноценные отношения с хозяином.
- Управляемость и стабильность выполнения команд.
- Развитое стратегическое мышление и инициативное поведение с хорошо определенными критериями.
- Способность к вторичному научению.
- Полное доверие к инструктору.
- Контактность по отношению к детям и подросткам.
- Бесконфликтность по отношению к другим собакам.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ:
- Умение ходить по команде "Рядом" на НЕНАТЯНУТОМ ПОВОДКЕ
- Хорошее выполнение тормозящих команд ("Сидеть", "Стоять")
- Весьма желательно умение работать по следу
Предпочтительны крупные собаки достаточно плотного телосложения с хорошо развитой шерстью. Породы: ньюфаундленд, голден-ретривер, эрдельтерьер, бернская овчарка, при более тщательном тестировании – колли. Возможно также использование метисов, отвечающих указанным предпочтениям.
ПРИ РАБОТЕ С СОБСТВЕННЫМИ СОБАКАМИ СЕМЬИ ВСЕ ТРЕБОВАНИЯ, КРОМЕ ТЕХНИЧЕСКИХ, СНИМАЮТСЯ!
3.2. Подготовка инструкторов и собак
Для инструкторов проводится интенсивный курс по основам МИО(с)-психотерапии. Цель – обучение правилам подбора упражнений и способам контроля за выполнением заданий.
Возможно дополнительное "повышение квалификации" собак с целью обеспечения их соответствия основным требованиям.
3.3. Стадии работы по психологической реабилитации
№ занятия |
Стадии и содержание работы |
|||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1. Установление отношений доверия | ||||||||||
- Демонстрация игр и упражнений с собаками | ||||||||||
- Выбор собаки по своему предпочтению | ||||||||||
- Преодоление возможного страха | ||||||||||
- Начальное общение с собаками | ||||||||||
- Участие в игре с собакой | ||||||||||
- "Змейки" с проходом собаки между детьми | ||||||||||
- "Ручеек" с участием детей и собак | ||||||||||
2. Освоение игр и упражнений с собакой | ||||||||||
- Освоение простейших навыков управления собакой | ||||||||||
- Выполнение простых упражнений вместе с инструктором | ||||||||||
- Постановка собаки на след ребенка | ||||||||||
3. Выработка приемов управления поведением собаки | ||||||||||
- Освоение базовой программы упражнений | ||||||||||
- Анализ трудностей, связанных с управлением собакой | ||||||||||
- Самостоятельное выполнение некоторых упражнений | ||||||||||
- Придумывание вариантов игр и упражнений | ||||||||||
4. Развитие самостоятельности | ||||||||||
- Самостоятельное выполнение "разминки" | ||||||||||
- Переход к выполнению упражнений в новых режимах по темпу и нагрузке | ||||||||||
- Развитие внимания к состоянию собаки | ||||||||||
- Придумывание новых траекторий и последовательностей действий | ||||||||||
- Возможно - смена места занятий | ||||||||||
- Обогащение среды и повышение нагрузок | ||||||||||
5. Развитие адаптивности и стратегического мышления | ||||||||||
- Алгоритмизация желательного поведения по ситуации | ||||||||||
- Обучение основным нормам социально ориентированного поведения для бытовых ситуаций | ||||||||||
- Совместный выбор дополнительных развивающих упражнений | ||||||||||
6. Переход к работе в новой ситуации | ||||||||||
- Введение провокаций с участием других инструкторов и собак | ||||||||||
- Определение стабильности поведения при изменении нагрузки | ||||||||||
- Расширение сформированных пределов адаптации | ||||||||||
7. Окончательная проверка результатов |
"Базовая программа" и "Ориентировочный перечень дополнительных упражнений" приведены в монографии "Прикладная психология собаки".
НАТАЛИЯ ДМИТРИЕВНА КРИВОЛАПЧУК – интеллектолог, зоопсихолог, автор синтетической психологии (научное направление), психоморфологии (метод исследования психики), МИО©-технологии (практический метод формирования поведения животных). Автор и преподаватель спецкурса СПб Ветеринарной Академии, монографии "Прикладная психология собаки", автор многих книг, теле- и радиопередач.
ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ КРИВОЛАПЧУК - ветеринарный врач - психоневролог, член Совета Ассоциации врачей ветеринарной медицины Санкт-Петербурга, автор МИО©-технологии (практический метод формирования поведения животных). Эксперт-кинолог, автор теле- и радиопередач.