ГОРОД СОБАЧЬЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Счастье зверей и людей: экология поведения

ПРИНЦИПЫ МИО©-ПСИХОТЕРАПИИ

© Наталия Криволапчук,
© Юрий Криволапчук

Опубликовано 15.04.15

Методика МИО©-психотерапии

 Психологическое благополучие любого живого существа складывается из:

  • Адекватного баланса потребностей (согласно глобальной цели – выживанию);
  • Адекватных механизмов осмысления реальности (интеллект – система операций по обработке и генерации информации)
  • Адекватного отношения к событиям (эмоции – продукт удовлетворенных или неудовлетворенных потребностей)
  • Адекватного поведения, снижающего вероятность и цену любых рисков. 

 Результатом становится минимизация стрессов, благополучный выход из пост-стрессовых состояний и сохранность нервной системы.

 МИО©-психотерапия представляет собой комплекс воздействий, нацеленных на сложную систему нервных процессов и обеспечивающих (восстанавливающих) психологическое благополучие. Эти воздействия позволяют устранять последствия стрессовых состояний за счет:

  • Компенсации неудовлетворенных потребностей, служащих причиной стрессовых изменений
  • Трансформирования структуры потребностей со снижением индивидуальной значимости неудовлетворенной потребности, приводящей к стрессу
  • Нормализации процессов психической деятельности
  • Стабилизации состояния нервной системы с восстановлением неврастенических изменений.

 МИО©-психотерапия отличается от всех известных видов психотерапии тем, что основным объектом ее являются не представления, переживания и отношение к действительности, а объективные нервные процессы, реализующие психическую деятельность. Возможность такого объективного подхода к психологии заложена трудами В.М.Бехтерева.

 Результатом МИО©-психотерапевтических воздействий является трансформация субъективной внутренней информации о действительности и событиях, их субъективной оценки и повышение степени приспособленности к реалиям.

 Аббревиатура МИО расшифровывается как "М – мотивации, И – информация, О – отношения". Это три важных понятийных блока, на которые опирается этот метод.

Основная идея

 Психическая деятельность, по мысли Чарльза Дарвина, представляет собой основной инструмент приспособления к реальной действительности – то есть, выживания. Именно психика обеспечивает быстрое реагирование на изменения и события.

 В то же время психическая деятельность по существу является информационной системой, объединяющей внутреннюю информацию о состоянии организма и его возможностях и внешнюю информацию о состоянии среды, которое, возможно, требует новых приспособлений для выживания. Таким образом, приспособление осуществляется за счет перестройки внутренних процессов переработки информации и генерации новой информации для реализации нового поведения.

 Стресс есть естественный и нормальный процесс реакции на любые изменения в реальности. Если стресс заканчивается на стадии резистентности (Г.Селье), то последствия его положительны и обеспечивают эффективное приспособление (эустресс). Если же стресс не достигает эффективной резистентности, то происходит патологическое приспособление ("псевдо-резистентность") и неизбежным расходованием нервных ресурсов и развитием неврастенических изменений.

 Задачей любой психотерапевтической деятельности является устранение патологических проявлений и последствий стресса. Это означает помощь в достижении эффективной резистентности и повышении приспособленности к реальной ситуации. Следовательно, психотерапевтические воздействия преследуют две основных цели:

  • Выявление и устранение причин стресса
  • Стабилизация нервной деятельности и состояния нервной системы с целью снижения невротизации.

 Теоретическая основа

 МИО©-психотерапия базируется на новейшем научном направлении – синтетической психологии. Это направление характеризуется важными особенностями.

1. Синтетическая психология моделирует все составляющие психической деятельности:

  • Видовые и прочие особенности нервной деятельности субъекта;
  • Отображение внутренней информации о состоянии организма;
  • Отображение внешней информации о состоянии реальной среды;
  • Видовую специфику потребностей и мотиваций;
  • Видовые формы поведения, реализующие мотивации;
  • Закономерности выбора конкретных форм поведения в зависимости от внешних и внутренних условий;
  • Субъективные представления о собственной приспособленности к реальным условиям (самооценка);
  • Эмоциональные состояния, т.е. оценку происходящего;
  • Видовые социальные нормы (для домашних животных – их перенос на межвидовые отношения, в том числе – отношения с человеком);
  • Отдельные интеллектуальные операции;
  • Процесс принятия решения в целом;
  • Генерация нервных импульсов и процессов, обеспечивающих необходимую поведенческую активность.

 2. Синтетическая психология использует методы других областей науки:

  • Теория моделирования;
  • Теория сложных систем;
  • Теория информации;
  • Теория принятия решений;
  • Прикладная математика (математическая логика, теория вероятностей, теория множеств и т.п.);
  • Теория искусственного интеллекта.

 Таким образом, синтетическая психология позволяет точно моделировать и анализировать индивидуальное состояние субъекта в реальной ситуации, а также целенаправленно подбирать воздействия с целью нормализации состояния психики и результирующих поведенческих реакций. Эмоциональное состояние нормализуется автоматически вследствие положительных изменений в восприятии и субъективной оценке реальных событий.

 В основе представлений синтетической психологии лежит модель накопленной субъектом информации, весьма близкая к модели Н.Хомского (Noam Chomsky), которая используется также в нейролингвистическом программировании. Однако модель информационной базы дополнена обобщенной моделью психической деятельности как процесса принятия решения, а также моделями интеллектуальных процедур, реализующих переработку и генерацию информации в нервной системе. Эти модели представлены в непосредственной связи с понятиями нейрофизиологии, описывающими материальную реализацию информационных психических процессов.

Методика МИО©-психотерапии

 "Формула стресса"

 Это важный концептуальный компонент синтетической психологии, позволяющий анализировать все значимые составляющие стрессовых реакций. Она является развитием формулы П.В.Симонова, связывающей эмоции с удовлетворением жизненно важных потребностей субъекта.

 В МИО©-психотерапии используется эмпирическая зависимость, качественно учитывающая те факторы, которые повышают или снижают силу эмоционального отклика на события.

E~ S *N * I  / (P+H)

 Здесь Е обозначает силу эмоционального отклика субъекта на события; S – значимость события с точки зрения активных потребностей; N – новизна информации; I – объем предъявляемой информации (количество событий и динамика их во времени); P – вероятность самостоятельного удовлетворения активной потребности; H – оценка возможной помощи (помехи). Следует отметить, что все эти величины не имеют количественных значений и могут быть оценены только качественно в некоторых условных единицах.

 Значимость события S характеризуется тем, насколько данное событие требует активной поведенческой реакции (прагматический аспект информации). Она непосредственно влияет на поведение субъекта и сопоставляется с приоритетом тех потребностей и мотиваций, которые затрагиваются этим событием. В общем случае значимость можно оценивать по данным мотивационного анализа с учетом индивидуальности субъекта, сложившейся в его жизненном опыте.

 

 В пределах одной и той же потребности могут существовать события, также ранжируемые по субъективной значимости (разная степень угрозы, более и менее привлекательная пища и т.д.). Если одно и то же событие затрагивает две или несколько потребностей, то его значимость может представлять собой некую "алгебраическую сумму" значимостей этих потребностей, усиливающих и дополняющих друг друга или, наоборот, конкурирующих друг с другом. Представление о взаимодействии потребностей обеспечивается мотивационным анализом, который учитывает как "типовой", так и индивидуальный баланс приоритетов потребностей.

 Фактор значимости S играет особую роль с точки зрения практической зоопсихологии. С одной стороны, субъективная оценка значимости непосредственно отражает накопленный субъектом опыт оценки событий: события, ранее служившие причиной сильных эмоций, приобретают повышенную  значимость, а  значимость событий, не вызывающих сильного эмоционального отклика, снижается. С другой стороны, в каждый конкретный момент времени эмоциональный отклик и интенсивность возбуждения определяются накопленной к этому времени значимостью события. Иными словами, в динамике, при повторении событий, сила предшествующих реактивных эмоций определяет собой субъективную значимость данного события, но в статике, относительно конкретного события, фактор значимости определяет собой силу сиюминутных реактивных эмоций. Это полностью соответствует описанному выше процессу запоминания информации. Одновременно может повышаться и значимость любых сопутствующих факторов (в теории дрессировки это называется побочными связями). Это означает, что запоминание информации, а также ее ценность для научения определяется значимостью. В практике зоопсихологии эта закономерность используется для воздействия на психическую деятельность и поведение собаки: правильно организуя эмоциональный отклик на реалии, зоопсихолог получает возможность влиять на дальнейшее принятие решений.

 Новизна информации N представляет собой структурный параметр, участвующий в распознавании и анализе, и оценивается по отношению к концептуальным категориям, имеющимся в тезаурусе субъекта (объекты и степень их подобия уже освоенным; признаки, функции, логические отношения с другими объектами и т.д.) – учитываются отклонения от эталонов, сформированных ранее в процессе научения.

 Объем информации I оценивается как количественная характеристика – число тех элементов и блоков информации, которые воспринимаются в данной ситуации. На величину I существенно влияет прагматика информации, то есть, субъективная оценка того, заслуживает ли эта информация внимания и реакции. Тем самым, количество информации также косвенно связывается со значимостью событий.

 Новизна и объем информации сопоставлены со способностью субъекта более или менее надежно распознавать, анализировать и прогнозировать события на основе уже известных фактов и взаимодействий. В совокупности величины N и I характеризуют способность субъекта адаптироваться к объему и динамике информационных процессов, а значит – и к изменениям реальной ситуации.

 Вероятность P самостоятельного удовлетворения потребности складывается из двух основных компонентов – это (а) физическая возможность необходимого поведения и (б) наличие результативных вариантов поведения и правил их выбора по адекватности ситуации и по эффективности (т.е., по минимизации затрат). Субъективная оценка вероятности удовлетворения потребности характеризуется самооценкой субъекта.

 При этом фактор H может оцениваться как положительный (помощь) или как отрицательный (помеха). Важно также отметить, что оценка фактора H включает в себя как объективные обстоятельства (например, наличие удобного прохода или, напротив, препятствия на пути к цели), так и действия партнера, способствующие или препятствующие удовлетворению актуальной потребности.

 Анализ факторов, участвующих в этой зависимости, позволяет выявить и дифференцировать стресс-факторы, действующие в данной ситуации.  Методы МИО©-психотерапии позволяют подобрать воздействия в отдельности на каждый из факторов, нормализуя эмоциональный отклик в целом.

Методика МИО©-психотерапии

 Практическая реализация

 Практика МИО©-психотерапии основана на теории нервизма (С.П.Боткин, И.М.Сеченов), которая определяет место нервной системы в качестве управляющего звена во всех процессах жизнеобеспечения. Одним из важных положений теории нервизма является утверждение о том, что система нервных процессов строится по шаблонам, единым для всех уровней.

 Идея нервизма дополняется расширенным представлением о рефлексе как устойчивой нервной связи между разными структурами. Рефлекс рассматривается не как линейная связь  между структурами, обеспечивающими восприятие стимула и генерацию реакции, а как сложный нейронный путь, предполагающий условные переходы и выбор вариантов. Вместе с тем структура такой цепи вставочных нейронов сама может фиксироваться в виде устойчивых шаблонов.

 "Многоэтажная" организация нервных процессов обеспечивает все уровни психической деятельности – от элементарных двигательных актов до высших интеллектуальных концептов. Следовательно, отрабатывая шаблоны и закрепляя нейронные пути на элементарном уровне, можно добиться их использования в достаточно сложных мыслительных процессах.

 Моторика и локомоция живого существа предоставляют громадные возможности для отработки и фиксации нейронных путей, воспроизводящих логику обработки информации. Эта логика сходна с так называемой "булевой алгеброй", реализованной в современных компьютерах. Простейшим операциям булевой алгебры сопоставлены "атомарные" двигательные акты – изменение скорости движения, изменение направления движения, остановка. Математическая логика определяет сочетание этих простейших операций, отвечающее важнейшей из логических связей – причинно-следственную. Именно на этой связи строится сопоставление входной информации и реакций – как поведенческих, так и эмоциональных.

 Самое глубокое ноу-хау МИО©-психотерапии состоит в индивидуальном подборе элементарных поведенческих актов (моторных и локомоторных), реализующих необходимые информационные процессы. 

Апробация

 Методы  МИО©-психотерапии апробированы в работе по коррекции психики и поведения животных (более 20 лет практической работы с собаками, сотни решенных проблем).

 В работе с людьми эти методы использовались экспериментально в следующих случаях:

  • Адаптация к резким изменениям в образе жизни;
  • Купирование состояний депрессии;
  • Выход из тяжелых пост-стрессовых состояний;
  • Стабилизация состояния нервной системы при нейроинфекции;
  • Индивидуальная воспитательная работа с проблемными детьми;
  • Авторская педагогическая методика коррекционного детского садика.

Методика МИО©-психотерапии

 НАТАЛИЯ ДМИТРИЕВНА КРИВОЛАПЧУК – интеллектолог, зоопсихолог, автор синтетической психологии (научное направление), психоморфологии (метод исследования психики), МИО©-технологии (практический метод формирования поведения животных). Автор и преподаватель спецкурса СПб Ветеринарной Академии, монографии "Прикладная психология собаки", автор многих книг, теле- и радиопередач.

Skype geena_rolf.
Сайт http://krivolapchuk.ru.
e-mail Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
+7-921-7555607
Телефон в Санкт-Петербурге (812)510-3307.

 ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ КРИВОЛАПЧУК - ветеринарный врач - психоневролог, член Совета Ассоциации врачей ветеринарной медицины Санкт-Петербурга, автор МИО©-технологии (практический метод формирования поведения животных).  Эксперт-кинолог, автор теле- и радиопередач.

Skype: jorje0473
Сайт http://krivolapchuk.ru.
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
+7-921-742-8236
Телефон в Санкт-Петербурге (812)510-3307.

Наверх

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здесь может быть ваша реклама