ГОРОД СОБАЧЬЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Счастье зверей и людей: экология поведения

Наши партнеры

 

 

 

 Animal.ru

 

 

 

 

МЕТОДИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ
С ПОМОЩЬЮ СОБАК 

© Наталия Криволапчук
© Юрий Криволапчук

Опубликовано 20.04.15 

Принципы МИО©-психотерапии

 Настоящая методика направлена на устранение последствий тяжелых стрессов у детей, в особенности – после военных действий, приведших к утрате близких, потере жилья и привычного образа жизни, а также к возможной эвакуации с полным изменением условий и необходимостью тотальной реадаптации.

Тяжелые стрессы и психические травмы приводят к разрушению всех структур психики с разрывом ранее сформированных логических связей и нейронных путей. Накопленный жизненный опыт оказывается непригодным для приспособления к новой ситуации, в результате чего успешная адаптация с самостоятельным выходом из стрессового состояния становится невозможной. В таких случаях неизбежна глобальная перестройка глубинных структур психики. 

1. ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ 

Психологическое благополучие человека складывается из:

  • Адекватного баланса потребностей (согласно глобальной цели – выживанию);
  • Адекватных механизмов осмысления реальности (интеллект – система операций по обработке и генерации информации)
  • Адекватного отношения к событиям (эмоции – продукт удовлетворенных или неудовлетворенных потребностей)
  • Адекватного поведения, снижающего вероятность и цену любых рисков.

 Восстановление психологического благополучия, утраченного в результате тяжелого стресса, достигается за счет нормализации каждой из разрушенных составляющих. Результатом такой психологической реабилитации становится реставрация адекватного поведения, нормализация эмоционального состояния и обеспечение сохранности интеллекта и нервной системы. 

 Методика психологической реабилитации строится на принципах МИО©-психотерапии  и представляет собой комплекс воздействий, нацеленных на сложную систему нервных процессов. Эти воздействия позволяют устранять последствия стрессовых состояний за счет:

  • Компенсации неудовлетворенных потребностей, служащих причиной стрессовых изменений
  • Трансформирования структуры потребностей со снижением индивидуальной значимости неудовлетворенной потребности, приводящей к стрессу
  • Нормализации процессов интеллектуальной деятельности и эмоционального состояния
  • Стабилизации состояния нервной системы с восстановлением неврастенических изменений. 

Биологическая и психологическая общность человека и собаки.
Особая роль собаки в психотерапии человека. 

Собака была одомашнена и в дальнейшем подвергалась породной селекции по критерию ПСИХИЧЕСКИХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ. Во многих полезных рабочих применениях собака работает с человеком не по конкретной команде, а на основе понимания смысла своих действий (охота, пастьба, самостоятельная сторожевка и охрана и т.п.). История совместной жизни двух биологических видов – человека и собаки – полна примеров тонкого и полноценного взаимопонимания людей и этих животных. Масштабы этого межвидового сотрудничества достигают миллиардов семей во всех странах мира. Это говорит о том, что собака не только выполняет полезную для человека работу, но и удовлетворяет многие психологические потребности человека.

Домашние собаки представляют собой уникальный вид животных, максимально совместимы с человеком по всем биологическим и психологическим показателям. Как и в экспериментальной медицине, в исследовании психической деятельности собака является вполне удовлетворительной моделью человека. Это определяется, во-первых, общностью видосохраняющих функций (Конрад Лоренц), а также сходными интеллектуальными механизмами и физиологией высшей нервной деятельности.

Биологически обусловленные психические и нервные процессы у человека и собаки в высшей степени сходны на всех уровнях:

  • Сенсорика
  • Пространственное восприятие
  • Физиология
  • Структура потребностей и мотиваций
  • Структура эмоций
  • Социальные нормы
  • Отдельные интеллектуальные операции
  • Процесс принятия решений в целом

 Поэтому именно собака может осуществить наиболее эффективную психологическую помощь человеку при многих аномальных состояниях, включая пост-стрессовые состояния. 

Восстановление баланса потребностей с компенсацией утраченных возможностей

В общении с собакой эффективно удовлетворяются важнейшие психологические потребности человека:

  • потребность в реальной защите и/или психологической защищенности;
  • потребность быть защитником;
  • потребность в стереотипных взаимодействиях;
  • потребность в функциональных взаимодействиях;
  • потребность в доминировании (реже – в подчинении);
  • потребность в проявлениях эмоций, в ласке и нежности, а также эстетические потребности;
  • потребность в общении;
  • потребность в социальных контактах (для человека они включают и отношения с хозяевами других собак);
  • потребность в самоутверждении (по различным критериям).

 Тяжелые стрессы могут затрагивать любую из этих потребностей и любую их комбинацию. Потребности, удовлетворение которых стало невозможным из-за стрессовых событий, могу быть в определенной мере компенсированы и восполнены в общении с собакой.

 Кроме того, нормальный баланс потребностей у животного по определению полностью отвечает биологическим нормам. В общении с собакой у человека реформируются приоритеты потребностей и развиваются возможности их удовлетворения. 

Совершенствование интеллектуальных механизмов

 Современные достижения в изучении интеллекта как совокупности процессов обработки внешней и внутренней информации позволяют сопоставить определенные элементарные действия и логические процедуры. В силу теории нервизма на всех уровнях нервных процессов действуют одинаковые паттерны нейронных путей. Таким образом, развитие и/или восстановление нейронных путей на уровне простейших поведенческих актов обеспечивает совершенствование всех интеллектуальных механизмов, отвечающих за адекватное осмысление реальности.

 Соответствия нейронных путей, реализующих элементарные акты моторики и локомоции, и тех, которые осуществляют основные интеллектуальные процедуры, обосновано теоретически и подтверждено эмпирически в работе с собаками ("Прикладная психология собаки"). В процессе работы по коррекции психики и поведения собак неоднократно наблюдалось положительное влияние выполняемых действий на психику хозяина, работающего с животным. Благодаря биологической общности человека и собаки полученные результаты могут быть перенесены на психологическую реабилитацию человека.

 Важнейшим следствием развития интеллектуальных механизмов становится повышение адаптивности, чем обеспечивается резкое снижение уровня стрессов.

Принципы МИО©-психотерапии

Оптимизация эмоционального состояния

 Эмоции сопутствуют всем и любым событиям и состояниям, отражая степень удовлетворения или недостаточного удовлетворения потребностей. Тяжелым стрессам сопутствуют эмоции страха, тревожные ожидания, тоска по утраченному привычному образу жизни, неуверенность в результате резких изменений и недостаточной приспособленности к новому. Социальные утраты и необходимость установления новых отношений для ребенка или подростка намного тяжелее, чем для взрослого, что является результатом его возрастного социального недоразвития.

 Собака, как упоминалось выше, помогает в той или иной мере восполнить все эти потребности, нормализуя тем самым эмоциональное состояние ребенка или подростка. Необходимо также заметить, что у детей максимальной значимостью обладает потребность в реальной и психологической защищенности, тогда как у подростков отмечается возрастное повышение приоритета потребности в самоутверждении.  Собаки дают несравненную возможность удовлетворить эти важные потребности. 

Повышение адекватности поведения

 Это становится естественным результатом совершенствования всех остальных составляющих. За счет эффективной адаптации к реалиям достигается снижение тревожности, обеспечивается достижение полноценной резистентности и, тем самым, достигается субъективное благополучие. 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

 Работа по психологической реабилитации проводится отдельно с детьми от 7 до 10 лет и подростками 11-18 лет. Такое возрастное разделение связано с тем, как собаки осознают социальный статус, принимая ребенка в качестве "Щенка", а подростка после 11 лет – в качестве "Молодняка".

 Работа с детьми проводится в игровом режиме, продолжительность занятий - не более 20 минут с каждым.

 Занятия с подростками ведутся в более формальном режиме, приближенном к дрессировочным занятиям. Как показывает опыт, такая форма больше отвечает возрастным особенностям подростков и позволяет урегурулировать возрастную активность, а также развить у них чувство дисциплины. Это способствует скорейшему формированию ответственности за свои действия.

 С детьми предпочтительны индивидуальные занятия, тогда как с подростками можно заниматься в группах по 5-6 человек. Группы подбираются по сходным поражениям психики и психотравмирующим событиям. Учитывается возраст (разброс в группе – не более 2х лет). Достоинством групповых занятий является использование подражательного метода обучения, более эффективное удовлетворение возрастной  потребности в самоутверждении и более успешная и быстрая ресоциализация подростков. 

3. ЭТАПЫ РАБОТЫ 

3.1. Подбор инструкторов и собак

 Подбор осуществляется на добровольной основе и проводится в два этапа.

 Первый этап – заполнение вербального теста, выявляющего плюсы и минусы человека и собаки.

 Второй этап – тестирование собаки по системе АРАКС. Эта система позволяет точнее определить темперамент собаки и ее потенции в качестве сотрудника. 

Требования к собакам 
  1. Полноценное и гармоничное психофизиологическое развитие (по возрасту).
  2. Адекватная самооценка.
  3. Максимальное развитие общевидовых форм поведения (по возрасту).
  4. Развитые представления о стайной структуре.
  5. Максимальная межвидовая социализация и полноценные отношения с хозяином.
  6. Управляемость и стабильность выполнения команд.
  7. Развитое стратегическое мышление и инициативное поведение с хорошо определенными критериями.
  8. Способность к вторичному научению.
  9. Полное доверие к инструктору.
  10. Контактность по отношению к детям и подросткам.
  11. Бесконфликтность по отношению к другим собакам.
 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ  ТРЕБОВАНИЯ:
  • Умение ходить по команде "Рядом" на НЕНАТЯНУТОМ ПОВОДКЕ
  • Хорошее выполнение тормозящих команд ("Сидеть", "Стоять")
  • Весьма желательно умение работать по следу

 Предпочтительны крупные собаки достаточно плотного телосложения с хорошо развитой шерстью. Породы: ньюфаундленд, голден-ретривер, эрдельтерьер, бернская овчарка, при более тщательном тестировании – колли. Возможно также использование метисов, отвечающих указанным предпочтениям.

 ПРИ РАБОТЕ С СОБСТВЕННЫМИ СОБАКАМИ СЕМЬИ ВСЕ ТРЕБОВАНИЯ, КРОМЕ ТЕХНИЧЕСКИХ, СНИМАЮТСЯ! 

3.2. Подготовка инструкторов и собак 

Для инструкторов проводится интенсивный курс по основам МИО(с)-психотерапии. Цель – обучение правилам подбора упражнений и способам контроля за выполнением заданий.

Возможно дополнительное "повышение квалификации" собак с целью обеспечения их соответствия основным требованиям. 

3.3. Стадии работы по психологической реабилитации

№ занятия

Стадии и содержание работы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. Установление отношений доверия
                    -    Демонстрация игр и упражнений с собаками
                    -    Выбор собаки по своему предпочтению
                    -    Преодоление возможного страха
                    -    Начальное общение с собаками
                    -    Участие в игре с собакой
                    -    "Змейки" с проходом собаки между детьми
                    -    "Ручеек" с участием детей и собак
2. Освоение игр и упражнений с собакой
                    -    Освоение простейших навыков управления собакой
                    -    Выполнение простых упражнений вместе с инструктором
                    -    Постановка собаки на след ребенка
 3. Выработка приемов управления поведением собаки
                     -    Освоение базовой программы упражнений
                     -    Анализ трудностей, связанных с управлением собакой
                     -    Самостоятельное выполнение некоторых упражнений
                     -    Придумывание вариантов игр и упражнений
4. Развитие самостоятельности
                     -    Самостоятельное выполнение "разминки"
                     -    Переход к выполнению упражнений в новых режимах по темпу и нагрузке
                     -    Развитие внимания к состоянию собаки
                     -    Придумывание новых траекторий и последовательностей действий
                     -    Возможно - смена места занятий
                     -  Обогащение среды и повышение нагрузок
5. Развитие адаптивности и стратегического мышления
                     -    Алгоритмизация желательного поведения по ситуации
                     -    Обучение основным нормам социально ориентированного поведения для бытовых ситуаций
                     -    Совместный выбор дополнительных развивающих упражнений
6. Переход к работе в новой ситуации
                     -    Введение провокаций с участием других инструкторов и собак
                     -    Определение стабильности поведения при изменении нагрузки
                     -    Расширение сформированных пределов адаптации
                    7. Окончательная проверка результатов

 "Базовая программа" и "Ориентировочный перечень дополнительных упражнений" приведены в монографии "Прикладная психология собаки".

Принципы МИО©-психотерапии

 НАТАЛИЯ ДМИТРИЕВНА КРИВОЛАПЧУК – интеллектолог, зоопсихолог, автор синтетической психологии (научное направление), психоморфологии (метод исследования психики), МИО©-технологии (практический метод формирования поведения животных). Автор и преподаватель спецкурса СПб Ветеринарной Академии, монографии "Прикладная психология собаки", автор многих книг, теле- и радиопередач.

 ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ КРИВОЛАПЧУК - ветеринарный врач - психоневролог, член Совета Ассоциации врачей ветеринарной медицины Санкт-Петербурга, автор МИО©-технологии (практический метод формирования поведения животных).  Эксперт-кинолог, автор теле- и радиопередач.

Наверх

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здесь может быть ваша реклама